Когда ведется разговор о параллельном импорте в России, прежде всего, хочется внести поправку о том, что как такового параллельного импорта в нашей стране нет. То, что было разрешено на законодательном уровне весной 2022 года имеет крайне мало общего с общемировым понятием «параллельный импорт».
Отмененные в марте прошлого года статьи Гражданского кодекса РФ, связанные в большей степени с патентным правом и принципом исчерпания исключительного права на товарный знак, вовсе не означают легализацию параллельного импорта. Никто не отменял иные требования к ввозимой продукции, действующие на территории Российской Федерации.
К таким требованиям, например, относится необходимость локализации продукции (означающее, что все инструкции к товару, маркировка на упаковке товара должны быть переведены на русский язык). Также есть требования по сертификации определенных категорий товаров, есть требования по нотификации (например, смартфоны должны пройти нотификацию Федеральной службы безопасности РФ) и еще ряд других требований, которые должны быть соблюдены при ввозе иностранного товара на территорию нашей страны.
Процесс обхода транспортной блокады нашим отечественным предпринимателям знаком уже давно. Когда в 2014 году в ответ на зарубежные санкции Правительство РФ приняло решение о принятии ответных мер, то многие помнят, как с полок магазинов внезапно исчезли, например, французские сыры, финские йогурты и норвежский лосось. Но потом, спустя довольно короткий срок, сначала у малых предпринимателей, а затем уже и в крупных торговых сетях появились белорусские креветки, уругвайский маасдам и прочая «санкционка». Поэтому, можно сказать, что схема ввоза запрещенных товаров через страны-посредники к моменту начала событий в феврале 2022 года отечественными предпринимателям была, в какой-то степени, знакома.
Введенные западными странами ограничительные меры в феврале и марте 2022 года поставили российский рынок под серьезный удар: уход крупных производителей и ретейлеров, а также разрыв авиа- и наземного сообщения привел к необходимости поиска альтернативных мер ведения торговой деятельности. Правительство, со своей стороны, как бы дало «зеленый свет» предпринимателям на ввоз товаров из-за рубежа, без имеющегося на то разрешения правообладателя. Дальше, как водится, выкручивайтесь сами.
Поскольку потребность в поставках из ЕС не исчезла, предприниматели стали искать возможности как обойти транспортную блокаду с минимальными издержками. На момент принятия законодательных послаблений, в части ввоза иностранных товаров в РФ, ситуация была уже практически тупиковая: авиасообщение закрыто, морская блокада со стороны портов в ЕС и контейнерных операторов, с железнодорожными перевозками все тоже не стабильно, фурам с российскими номерами на территорию европейских стран въезд закрыли.
Однако, как всем известно, «голь на выдумку хитра» и российский бизнес в довольно короткий срок адаптировался даже к таким жестким условиям. Кто-то пошел по пути перестроения логистики через соседние страны, например, Казахстан, Армению, Грузию, Белоруссию, Турцию, ОАЭ. Другие - перерегистрировали свои фуры в Казахстане и продолжили возить товары в Россию, но уже с буквами KZ на номерных знаках.
Вместе с тем, увеличение расходов на логистику и таможенное оформление привело к существенному увеличению сроков доставки, а также многократному росту стоимости товара. По факту, потребитель мог получить привычный ему товар европейского или американского бренда, только не через неделю, а через месяц, и по цене в два, а то и три раза выше.
Несмотря на то, что найденные и предпринятые меры позволили продолжить поступление товаров на полки отечественных магазинов, сложившуюся ситуацию назвать стабильной нельзя. Российские предприниматели находятся в постоянной зависимости от «ситуации на границе» с тем или иным государством.
В марте этого года Турция приостановила транзит в Россию товаров, подпадающих под введенные западными странами санкции. Нужно понимать всю трагичность принятых решений – в 2022 году Турция стала крупнейшим транспортным хабом запрещенной для продажи в РФ продукции. По оценкам экспертов, месячный транзит товаров через турецкую границу составлял порядка $400 млн. Чаще всего провозили мелкую бытовую технику и электронику, продукты, одежду, запасные части для автомобилей, лекарства. Сейчас этот запрет отменен. Однако надолго ли, не знает никто.
Не успев толком адаптироваться к новым изменениям, российский бизнес получает вызов - с апреля этого года Казахстан вводит систему онлайн-отслеживания товаров, которые поступают в страну для последующего реэкспорта. Повлияет ли это на поставку санкционных товаров в Россию – предугадать сложно, но такая угроза существует. Все зависит от того, какую позицию выберет для себя правительство Казахстана. Как и в случае с Турцией приостановка транзита товаров в РФ станет одним из методов политического и экономического давления на нашу страну. Закрытие Казахстаном торговых границ для России – это своего рода козырь, который руководство этой страны может использовать в данной геополитической игре.
Почему для российского бизнеса так важен транзит именно через казахстанскую границу? Дело в том, что на территории Казахстана находятся офисы известных зарубежных и, в том числе, отечественных компаний, что упрощает ведение торговой деятельности.
Конечно, есть и альтернативные пути. Например, существует авиасообщение с Таджикистаном и Узбекистаном, морское сообщение с Турцией и Туркменистаном и наземное через Белоруссию. Кроме того, мы мало знаем об изменениях в регулировании транзитного проезда груза из других стран по территории Казахстана. Например, груз из Таджикистана может быть провезен через территорию Казахстана в РФ без «растаможки».
Что же касается потребителя, то даже в случае закрытия транзита товаров через казахстанскую границу, цена на зарубежную продукцию существенно не изменится. Это связано с тем, что уже в текущей ситуации предприниматели заложили максимальное количество рисков в стоимость товаров. Однако значительными могут быть изменения, связанные с качеством ввозимой продукции. Закрытие еще одного логистического канала неизбежно приведет к росту контрафакта на рынке. Связано это с тем, что достать оригинальную продукцию, пусть даже и за «очень дорого», будет все сложнее и сложнее.
Эту динамику мы уже видим на маркетплейсах – уже сейчас практически 1/3 всей продукции известных мировых брендов там является поддельной. В ближайшем будущем контрафактная продукция заполонит полки физических розничных магазинов. Эта «эпидемия» контрафакта затронет сначала регионы, а потом перекинется уже на Петербург и Москву. Поэтому в текущих условиях я бы рекомендовал покупателям отдавать предпочтения Б-брендам и не гнаться за именитыми марками, чтобы в итоге не получить «кота в мешке».
Отмененные в марте прошлого года статьи Гражданского кодекса РФ, связанные в большей степени с патентным правом и принципом исчерпания исключительного права на товарный знак, вовсе не означают легализацию параллельного импорта. Никто не отменял иные требования к ввозимой продукции, действующие на территории Российской Федерации.
К таким требованиям, например, относится необходимость локализации продукции (означающее, что все инструкции к товару, маркировка на упаковке товара должны быть переведены на русский язык). Также есть требования по сертификации определенных категорий товаров, есть требования по нотификации (например, смартфоны должны пройти нотификацию Федеральной службы безопасности РФ) и еще ряд других требований, которые должны быть соблюдены при ввозе иностранного товара на территорию нашей страны.
Процесс обхода транспортной блокады нашим отечественным предпринимателям знаком уже давно. Когда в 2014 году в ответ на зарубежные санкции Правительство РФ приняло решение о принятии ответных мер, то многие помнят, как с полок магазинов внезапно исчезли, например, французские сыры, финские йогурты и норвежский лосось. Но потом, спустя довольно короткий срок, сначала у малых предпринимателей, а затем уже и в крупных торговых сетях появились белорусские креветки, уругвайский маасдам и прочая «санкционка». Поэтому, можно сказать, что схема ввоза запрещенных товаров через страны-посредники к моменту начала событий в феврале 2022 года отечественными предпринимателям была, в какой-то степени, знакома.
Введенные западными странами ограничительные меры в феврале и марте 2022 года поставили российский рынок под серьезный удар: уход крупных производителей и ретейлеров, а также разрыв авиа- и наземного сообщения привел к необходимости поиска альтернативных мер ведения торговой деятельности. Правительство, со своей стороны, как бы дало «зеленый свет» предпринимателям на ввоз товаров из-за рубежа, без имеющегося на то разрешения правообладателя. Дальше, как водится, выкручивайтесь сами.
Поскольку потребность в поставках из ЕС не исчезла, предприниматели стали искать возможности как обойти транспортную блокаду с минимальными издержками. На момент принятия законодательных послаблений, в части ввоза иностранных товаров в РФ, ситуация была уже практически тупиковая: авиасообщение закрыто, морская блокада со стороны портов в ЕС и контейнерных операторов, с железнодорожными перевозками все тоже не стабильно, фурам с российскими номерами на территорию европейских стран въезд закрыли.
Однако, как всем известно, «голь на выдумку хитра» и российский бизнес в довольно короткий срок адаптировался даже к таким жестким условиям. Кто-то пошел по пути перестроения логистики через соседние страны, например, Казахстан, Армению, Грузию, Белоруссию, Турцию, ОАЭ. Другие - перерегистрировали свои фуры в Казахстане и продолжили возить товары в Россию, но уже с буквами KZ на номерных знаках.
Вместе с тем, увеличение расходов на логистику и таможенное оформление привело к существенному увеличению сроков доставки, а также многократному росту стоимости товара. По факту, потребитель мог получить привычный ему товар европейского или американского бренда, только не через неделю, а через месяц, и по цене в два, а то и три раза выше.
Несмотря на то, что найденные и предпринятые меры позволили продолжить поступление товаров на полки отечественных магазинов, сложившуюся ситуацию назвать стабильной нельзя. Российские предприниматели находятся в постоянной зависимости от «ситуации на границе» с тем или иным государством.
В марте этого года Турция приостановила транзит в Россию товаров, подпадающих под введенные западными странами санкции. Нужно понимать всю трагичность принятых решений – в 2022 году Турция стала крупнейшим транспортным хабом запрещенной для продажи в РФ продукции. По оценкам экспертов, месячный транзит товаров через турецкую границу составлял порядка $400 млн. Чаще всего провозили мелкую бытовую технику и электронику, продукты, одежду, запасные части для автомобилей, лекарства. Сейчас этот запрет отменен. Однако надолго ли, не знает никто.
Не успев толком адаптироваться к новым изменениям, российский бизнес получает вызов - с апреля этого года Казахстан вводит систему онлайн-отслеживания товаров, которые поступают в страну для последующего реэкспорта. Повлияет ли это на поставку санкционных товаров в Россию – предугадать сложно, но такая угроза существует. Все зависит от того, какую позицию выберет для себя правительство Казахстана. Как и в случае с Турцией приостановка транзита товаров в РФ станет одним из методов политического и экономического давления на нашу страну. Закрытие Казахстаном торговых границ для России – это своего рода козырь, который руководство этой страны может использовать в данной геополитической игре.
Почему для российского бизнеса так важен транзит именно через казахстанскую границу? Дело в том, что на территории Казахстана находятся офисы известных зарубежных и, в том числе, отечественных компаний, что упрощает ведение торговой деятельности.
Конечно, есть и альтернативные пути. Например, существует авиасообщение с Таджикистаном и Узбекистаном, морское сообщение с Турцией и Туркменистаном и наземное через Белоруссию. Кроме того, мы мало знаем об изменениях в регулировании транзитного проезда груза из других стран по территории Казахстана. Например, груз из Таджикистана может быть провезен через территорию Казахстана в РФ без «растаможки».
Что же касается потребителя, то даже в случае закрытия транзита товаров через казахстанскую границу, цена на зарубежную продукцию существенно не изменится. Это связано с тем, что уже в текущей ситуации предприниматели заложили максимальное количество рисков в стоимость товаров. Однако значительными могут быть изменения, связанные с качеством ввозимой продукции. Закрытие еще одного логистического канала неизбежно приведет к росту контрафакта на рынке. Связано это с тем, что достать оригинальную продукцию, пусть даже и за «очень дорого», будет все сложнее и сложнее.
Эту динамику мы уже видим на маркетплейсах – уже сейчас практически 1/3 всей продукции известных мировых брендов там является поддельной. В ближайшем будущем контрафактная продукция заполонит полки физических розничных магазинов. Эта «эпидемия» контрафакта затронет сначала регионы, а потом перекинется уже на Петербург и Москву. Поэтому в текущих условиях я бы рекомендовал покупателям отдавать предпочтения Б-брендам и не гнаться за именитыми марками, чтобы в итоге не получить «кота в мешке».
Юридическое агентство IQTecnhology на протяжении 7 лет борется с нарушением интеллектуальных прав брендов в интернете. Мы предлагаем вам воспользоваться нашими услугами по защите бренда, чтобы обезопасить себя и свою компанию от действий злоумышленников.